Форекс каталог
Пятница, 24.11.2017

[ Новые сообщения · Обзор форума · Участники · RSS · Правила форума ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Acad, Karlson, Tisha™ 
Форум (главная) » Financial markets today » Статьи, события, новости, слухи... » Финансовый мониторинг. (Все, что надо знать о том, как "большой брат" видит вас.)
Финансовый мониторинг.
Tisha™Дата: Понедельник, 14.05.2012, 11:02 | Сообщение # 1
Big Boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 3056
Репутация: 55
Статус: Offline
Финансовый мониторинг.
Статья не очень новая, но, ИМХО, весьма актуальна.


Вступили в силу изменения, усиливающие финансовый мониторинг операций, которые могут свидетельствовать об отмывании денег либо даже о финансировании терроризма. О том, какие финоперации могут вызвать подозрение, какие субъекты уполномочены на их выявление и чем может грозить субъектам хозяйствования осуществление таких операций, расскажем в этой статье.

Документы статьи:

Закон №2258 — Закон Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансированию терроризма в редакции от 18.05.2010 г. №2258-VI.

Закон об ОРД — Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г. №2135-XII.

Постановление №747 — постановление Кабинета Министров Украины "Некоторые вопросы организации финансового мониторинга" от 25.08.2010 г. №747.


Субъекты первичного финмониторинга

Напомним, Законом № 2258 были внесены существенные изменения в механизм контроля за финансовыми операциями с целью выявления тех из них, которые могут свидетельствовать об отмывании преступных доходов либо о финансировании терроризма.

По замыслу законодателя, так называемый финансовый мониторинг должен выглядеть следующим образом. Законом № 2258 установлен круг субъектов, на которых возложена обязанность выявлять финансовые операции, подлежащие финмониторингу, и сообщать о них в Государственный комитет финансового мониторинга (далее — Госфинмониторинг). Это так называемые субъекты первичного финансового мониторинга. Их перечень по сравнению со старой редакцией Закона существенно расширен и теперь в него входят:

1) банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;

2) платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;

3) товарные, фондовые и другие биржи;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

5) компании по управлению активами;

6) операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу денежных средств;

7) филиалы либо представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины;

8) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга, а именно:

а) субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие посреднические услуги во время осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества, если у них устанавливаются деловые отношения с клиентом, планирующим приобретение либо продажу объекта недвижимости на сумму 400 тыс. грн. и более либо на ту же сумму в иностранной валюте;

б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные средства драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма осуществляемой ими финансовой операции с предметами высокой стоимости либо во время организации торговли такими предметами равна или превышает 150 тыс. грн. либо ту же сумму в иностранной валюте {1};

в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино в связи с принятием ими либо возвратом ставок или выплатой выигрышей, если сумма такой ставки либо выигрыша равна либо превышает 13 тыс. грн. или ее эквивалент в иностранной валюте;

г) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, оказывающие услуги по бухгалтерскому учету (кроме случаев, когда соответствующая информация составляет адвокатскую либо профессиональную тайну, и получена исключительно при выполнении указанными субъектами своих обязанностей по защите клиента, представительству его интересов в судебных органах и при досудебном урегулировании споров), субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги (за исключением лиц, которые их предоставляют в рамках трудовых правоотношений) в случаях, когда они принимают участие в подготовке и осуществлении сделки по:

— купле-продаже недвижимости;

— управлению активами клиента;

— управлению банковским счетом либо счетом в ценных бумагах;

— привлечению средств для создания юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими;

— созданию юридических лиц, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также купле-продаже юридических лиц;

д) физические лица — предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличные средства, при условии, что сумма такой финоперации равна либо превышает 150 тыс. грн. либо эквивалент этой суммы в иностранной валюте.

Порядок взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, утвержден постановлением № 747.

Финансовые операции, подлежащие мониторингу

Следует сказать, что у субъектов первичного финмониторинга обязанность уведомить Госфинмониторинг об осуществляемой финансовой операции возникает не автоматически. Только превышения суммы в 400 тыс. (при купле-продаже недвижимости) либо 150 тыс. грн., а для субъектов хозяйствования, проводящих азартные игры, — 13 тыс. грн., для этого не достаточно.

Так, согласно ст. 15 Закона № 2258 обязанность регистрации финоперации и уведомления о ней Госфинмониторинга возникает только при наличии одного и более признаков из перечисленных ниже:

1) перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, отнесенной Кабинетом Министров Украины к перечню оффшорных зон;

2) купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

3) зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), проведение других финансовых операций, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождение в стране (на территории), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одной из сторон является лицо, которое имеет счет в банке, зарегистрированном в указанной выше стране (на территории). Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основании заключений международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

4) зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом в этот же или на следующий операционный день другому лицу;

5) зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица — предпринимателя или списание средств с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, период деятельности которого не превышает три месяца со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет либо списание наличных с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, если операции на указанном счете не осуществлялись со дня его открытия;

6) перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);

7) обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

8) проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;

9) проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;

10) осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;

11) проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;

12) получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);

13) проведение страховой выплаты или страхового возмещения;

14) выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, проводящим азартные игры;

15) осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, не предусматривающему фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;

16) предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает указанные выше суммы.

Кроме того, отдельные финансовые операции подлежат внутреннему финмониторингу. Отличие их от операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, заключается в том, что о них субъект первичного финмониторинга обязан сообщить только в тех случаях, когда у него возникают подозрения в том, что посредством таких операций осуществляется легализация доходов, полученных преступным путем, либо финансирование терроризма.

Признаки, которые могут «вызвать подозрения» в отношении проводимой операции, приведены в ст. 16 Закона № 2258, в частности:

1) запутанный или необычный характер финансовой операции или совокупности связанных между собой финансовых операций, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Несмотря на то, что в новой редакции Закона № 2258 не раскрывается, какие операции можно отнести к этой категории, и Госфинмониторинг по этому вопросу официальных разъяснений не дает, думаем, на практике в качестве ориентира будут продолжать использоваться критерии, которые приводились в старой редакции Закона. Среди них:

а) прием субъектом первичного финансового мониторинга средств от лица, предлагающего или соглашающегося на получение процентов по депозиту, ниже процентной ставки, установленной в банке на текущий момент, или на уплату комиссий (платы за осуществление отдельных операций с его средствами) в размерах больших определенных субъектом первичного мониторинга по тождественным вкладам или операциям на текущий момент;

б) настояние лица провести операцию по правилам, отличающимся от установленных законодательством и внутренними документами субъекта первичного мониторинга по таким операциям по содержанию или по срокам проведения;

в) внесение лицом в ранее согласованную схему проведения операции (операций) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся напрямую движения денежных средств или другого имущества, в том числе неоднократное изменение банковских реквизитов бенефициара после предоставления первого поручения на перевод средств или индоссацию платежных документов, предоставления поручения на перечисление средств бенефициару через два и более счета других лиц;

г) предоставление лицом информации, которую невозможно проверить;

д) невозможность установления контрагентов лица, прием субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, направляющего средства в адрес другой стороны гражданско-правового соглашения, в результате чего такие средства возвращаются без выполнения финансовой операции в связи с ненахождением такой другой стороны или в связи с ее отказом в их приеме;

е) отказ в предоставлении лицом (клиентом) сведений, предусмотренных законодательством и соответствующими внутренними документами субъекта первичного финансового мониторинга;

ё) регулярное заключение лицом срочных соглашений или использование других производных финансовых инструментов, особенно таких, которые не предусматривают поставку базового актива, по финансовым операциям с одним или несколькими контрагентами, результатом чего являются постоянная прибыль или постоянные убытки лица;

ж) прием субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, осуществляющего неоднократный обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги в течение текущего года без получения или предоставления денежных компенсаций, связанных с таким обменом;

з) наступление страхового случая в течение короткого срока, который определяется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, после заключения страхового соглашения;

2) несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента. В старой редакции Закона приводились такие обстоятельства, которые указывали на то, что операция не соответствует характеру и содержанию деятельности клиента:

а) не связанное с деятельностью лица существенное увеличение остатка на счете, который впоследствии перечисляется другому субъекту первичного финансового мониторинга или используется для целей покупки иностранной валюты (с переводом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя;

б) отсутствие связи между характером и родом деятельности лица с услугами, за которыми лицо обращается к субъекту первичного финансового мониторинга;

в) регулярное представление чеков, эмитированных банком-нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если такая деятельность не соответствует деятельности лица, известной субъекту первичного финансового мониторинга;

г) зачисление на счет лица значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую указанные выше суммы, в том числе через кассу субъекта первичного финансового мониторинга, если деятельность лица не связана с предоставлением услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

д) существенное увеличение доли наличных, поступающих на счет лица, если обычными для основной деятельности лица являются расчеты в безналичной форме;

е) размещение на счете значительной суммы наличных средств лицом, которое по уровню дохода или сфере деятельности не может осуществлять финансовую операцию на такую сумму;

ё) разовая продажа (покупка) лицом большого пакета ценных бумаг, свободно не обращающихся на организованном рынке, при условии, что лицо не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются лицу в погашение просроченной задолженности контрагента;

3) выявление фактов неединичного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга либо идентификации, предусмотренных Законом № 2258, в частности две или более финансовые операции, которые проводятся клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает 150 тыс. грн., и для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, — 13 тыс. грн. Кроме того, если ориентироваться на старую редакцию Закона, то подозрение могут также вызвать:

а) регулярное зачисление на счет лица (если это не связано с его основной деятельностью) средств в наличной форме с последующим переводом всей или большей части суммы в течение одного операционного дня или на следующий за ним день на счет клиента, открытый у другого субъекта первичного финансового мониторинга, или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента;

б) передача лицом поручения об осуществлении финансовой операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение лица без установления прямого (личного) контакта с субъектом первичного финансового мониторинга.

Порядок взятия на учет Государственным комитетом финансового мониторинга информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, также утвержден постановлением № 747.

Финоперация попала под мониторинг: какие последствия?

Безусловно, для рядовых субъектов хозяйствования, не являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, наиболее актуальным становится вопрос о том, какими последствиями для них может обернуться выявление в совершаемых ими операциях соответствующих признаков.

Во-первых, в проведении такой операции может быть отказано с сообщением причин такого отказа либо проведение операции может быть приостановлено (ст. 17 Закона № 2258). По инициативе субъекта первичного финмониторинга операция может быть приостановлена на срок до двух рабочих дней с уведомлением Госфинмониторинга, по решению последнего этот срок может быть продлен еще на пять рабочих дней с направлением соответствующего уведомления правоохранительным органам.

Обращаем внимание: если раньше отказ банков в выполнении платежного поручения клиентов на том основании, что проводимая операция подпадает под признаки подлежащей финмониторингу, признавался неправомерным (см., например, постановление ВХСУ от 22.06.2009г. № 32/460), то теперь ст. 1074 ГК Украины в качестве основания для ограничения прав клиента по распоряжению денежными средствами на его счете прямо предусматривает приостановление финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, либо с финансированием терроризма.

Во-вторых, выявление финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, и взятие ее на учет являются основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).

Итак, как видим, финансовые операции автоматически объектом мониторинга не становятся. Под контроль они попадают только при наличии соответствующих признаков. Будьте бдительны!

Источник здесь.


Рынки могут оставаться иррациональными дольше, чем вы платежеспособным.
"Markets can stay irrational longer than you can stay solvent."
About me. Канал insider на youtube
 
Tisha™Дата: Понедельник, 14.05.2012, 11:03 | Сообщение # 2
Big Boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 3056
Репутация: 55
Статус: Offline
НБУ собирает информацию о банковских клиентах
11.10.2011




Как сообщает ‘КоммерсантЪ-Украина' в публикации "Выявление по требованию", у банков осталось всего две недели, чтобы сформировать и передать в Национальный банк данные обо всех своих клиентах. В рамках борьбы с отмыванием "грязных денег" от последних требуется до 22 октября сообщить обо всем своем имуществе, счетах в других банках и связях с "публичными деятелями". Эксперты отмечают, что увеличение массива данных, требуемых от граждан, будет лишь провоцировать рост теневой экономики.

Вчера клиенты Альфа-банка при снятии наличных средств через банкомат увидели в чеках приглашение прийти в отделение банка с паспортом для прохождения идентификации. В колл-центре учреждения пояснили, что идентификация проводится по требованию НБУ (постановление N22), согласно которому все клиенты банков должны предоставить детальные анкеты о себе до 22 октября. При этом в отделениях банка давно висят соответствующие объявления, всем пришедшим клиентам предлагают пройти анкетирование.

Своим постановлением НБУ с 22 апреля изменил нормы положения "Об осуществлении банками финансового мониторинга" и дал банкам полгода на сбор расширенных данных о клиентах. Каждое физическое лицо обязано в специальной анкете указать свои паспортные данные, идентификационный номер, место работы, должность, контактный номер телефона и адрес электронной почты. Должна быть оценена репутация и уровень рисков при проведении финансовых операций клиента. Указываются услуги, которыми он пользуется, номера всех счетов в других банках, принадлежность к "публичным деятелям или связанными с ними лицам". Клиент обязан раскрыть информацию о своем движимом и недвижимом имуществе, счетах в ценных бумагах, спрогнозировать объем операций по счетам и указать источники происхождения доходов. Идентификация юридических лиц, резидентов и нерезидентов, содержит полный срез о проводимой ими хозяйственной и финансовой деятельности с указанием лиц, имеющих доступ к имуществу предприятий.

По рисковым клиентам данные собирались до 22 июня, по всем остальным - до 22 октября. Банки не афишировали сбор этой информации, но с приближением срока подачи отчетов в НБУ активизировался, например, "Райффайзен Банк Аваль". "Ко мне обратились несколько возмущенных клиентов банка - юридических лиц, у которых потребовали предоставить анкеты по всем своим сотрудникам, имеющим зарплатные карты",- сказал управляющий партнер юридической компании "Кравец, Новак и партнеры" Ростислав Кравец. В "Райффайзен Банк Аваль" вчера не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию.

В других учреждениях утверждают, что либо не знают о постановлении, либо проводят идентификацию, не приглашая клиентов в банк. "Это требование обусловлено законом с 2002 года. В начале года Нацбанк попросит провести идентификацию, уточнив данные клиентов. Мы проводим идентификацию клиентов в штатном режиме в зависимости от степени риска один, два или три раза в год. Сейчас на местах мы не вызываем клиентов",- отметил начальник отдела финансового мониторинга "Дочернего банка Сбербанка России" Игорь Скрыпников. "Мы проводили идентификацию в течение всего этого периода, поэтому никакого ажиотажа сейчас нет",- заявил зампред правления ВиЭйБи Банка по розничному бизнесу Антон Шаперенков. Если клиент не успеет до 22 октября, ему могут отказать в проведении операций по счету.

Решением НБУ предусмотрена упрощенная идентификация клиентов с низкой вероятностью занятий легализацией криминальных доходов, но банки выполняют пожелания НБУ, узнавая максимально возможный объем информации. "В принципе, нам не вся информация нужна, но мы должны выполнять постановление НБУ",- отметил господин Шаперенков. Подобную щепетильность юристы поясняют желанием иметь возможность оказывать давление на клиентов в случае невыполнения ими условий договора. "Я считаю, что банк должен проводить мониторинг и оценку финансового состояния и рисков. У банка нет оснований относить всех клиентов к высокой категории. Прикрываясь такими требованиями, банки пытаются собрать максимально полную информацию о клиентах. Создается впечатление, что граждане Украины только тем и занимаются, что отмывают деньги преступным путем или финансируют терроризм,- отметил господин Кравец.- Финансовая система вступает в конфликт с экономическим сектором и гражданами. Цель создания такой ситуации не поддается логическому объяснению и приводит к расширению теневого сектора".

Руслан Черный


Рынки могут оставаться иррациональными дольше, чем вы платежеспособным.
"Markets can stay irrational longer than you can stay solvent."
About me. Канал insider на youtube
 
Tisha™Дата: Понедельник, 14.04.2014, 19:37 | Сообщение # 3
Big Boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 3056
Репутация: 55
Статус: Offline

Финансовый мониторинг возглавил бывалый «разведчик»
14/04/2014

В Национальном банке Украины назначен новый руководитель Службы финансового мониторинга. Об этом сообщила пресс-служба финучреждения.

По оперативным данным, с должности руководителя Службы финансового мониторинга НБУ освободили Ладу Смахтину и назначили на эту должность Алексея Бережного.

Ранее В НБУ провели замену руководства.

Известно, что он имеет многолетний опыт работы в центральном банке Украины и до 2012 года возглавлял подразделение Национального банка, ответственный за осуществление финансового мониторинга.



Рынки могут оставаться иррациональными дольше, чем вы платежеспособным.
"Markets can stay irrational longer than you can stay solvent."
About me. Канал insider на youtube
 
NewsMakerДата: Вторник, 07.04.2015, 11:56 | Сообщение # 4
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 923
Репутация: 0
Статус: Offline

Наличные операции будут тщательнее проверять и блокировать
07/04/2015

Наличные операции рядовых украинцев и отечественных компаний начнут тщательнее проверять и блокировать при возникновении малейших подозрений в их законности.

Соответствующие рекомендации по банковской системе в письме №25-04001/22856 сегодня разослал Нацбанк: «Рекомендации в отношении признаков рисковых операций». В нем регулятор также описал три группы признаков для наличных операций — по ним финансисты будут проверять клиентские проводки.

В первую группу рисковых операций будут относить регулярные снятия (более 3-ех раз в месяц) со счетов безналичных перечислений финансовой помощи, платы за ценные бумаги, кредитов и переводов (из-за границы в том числе). Но только при условии, если после получения денег на счет человек или организация обналичили 50% и более суммы. Либо, если объем снятия налички за месяц превысил 300 млн. грн. Тут же уточняется, что особенно активно финансистам стоит проверять операции граждан, если они снимают со счетов безналичные поступления больше своего приблизительного среднего заработка. Или если получатели крупных сумм относятся к незащищенным слоям населения: это пенсионеры, безработные и студенты, снимающие миллионы со счетов. Еще один пример — огромные суммы снимаются со счета не его владельцем, а третьим лицом — тем, кто им пользуется по доверенности.

Во вторую группу рисковых Нацбанк отнес обналичивание денег, поступивших на счет человека от такого же физлица или организации (и иностранной в том числе). «Примечательно, что никаких ограничений сумм данный пункт не содержит. Из чего можно заключить, что любое регулярное (более трех раз в месяц) пополнение счета физического лица следует трактовать, как рисковую операцию. При этом источником зачисления средств может быть как одно, так и несколько лиц», — сказал советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий.

Описанные в этом разделе примеры действительно напоминают нелегальный обнал: открытие человеком счета по потерянному паспорту для проведения одной операции, например, или получение крупных сумм наличных убыточной компанией. «Однако отсутствие каких-либо ограничений по суммам проводимых операций де-юре означает, что он может быть применен и к обычным операциям по зачислению средств, не имеющим никакого преступного умысла. Например, я не вижу причин, почему данные правила нельзя применить к физическому лицу, который продал при помощи доски объявлений в течение месяца свои старые ботинки, часы, утюг и зонт. Ведь фактически, получение им на карту денег должно трактоваться, как регулярное зачисление средств на счет», — заметил Невмержицкий.

В третью группу рисковых НБУ относ все кредиты, которые были погашены в день их получения или в ближайшие за ним дни, если таких займов клиент оформил более трех в месяц.

Что дальше

Банкам предписано пристально следить за всеми описанными Нацбанком случаями. При малейших подозрениях финансисты, согласно действующему законодательству, обязаны запрашивать у клиентов информацию о целях проводок и сообщать о них в финразведку — Госфинмониторинг. «Собственно, мы это делали и до появления нового документа регулятора. Как только возникали малейшие подозрения в законности тех или иных операций, мы перед их осуществлением запрашивали у клиентов дополнительную документацию. Обычно, кстати, после этого от проводки просто отказывались. Но информация Госфинмониторинг все равно отправлялась — при малейших подозрения, не только, когда подозрения подтверждались», — заверил член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.

Хотя документ НБУ под номером 25-04001/22856 — это всего на всего письмо, а не постановление Нацбанка, и носит рекомендательный характер. Однако исполнять его банки будут — слишком уж велика цена вопроса. «Отмечу, что документ не является нормативным актом, требующим от банков установления какого-либо дополнительного контроля над операциями клиентов с наличными. Он лишь акцентирует их внимание на том, что подозрительные операции с наличными могут быть поводом, чтобы отнести их к разряду рисковых. В то же время факт ведения банком рисковой деятельности может стать основанием для применения к нему санкций, вплоть до введения временной администрации», — объяснил ситуацию Василий Невмержицкий.

Редкий банк решиться рисковать своей лицензией (существованием) ради нескольких операций даже ради самого горячо любимого банка. Особенно в условиях тотальной чистки на банковском рынке, начатой НБУ в прошлом году: за 2014-2015 гг. временные администрации были введены уже в 46 банках. «Прикрывались разные банки, в том числе и «мойки», где 99% операций — схемы по выводу и отмыванию денег. После закрытия таких структур, их клиенты остались без обслуживания, и теперь активно ходят по рынку и предлагают банкам за дополнительные поощрения, чтобы прокатать те или иные суммы. Но не думаю, что кто-то из нормально работающих банков сейчас на такое решиться. Даже в условиях убыточной деятельности. Ну, заработает банк на подозрительной проводке даже миллион, но какова цена вопроса — сначала тотальные проверки НБУ и правоохранителей, а затем и закрытие банка? Причем, банка с миллиардным капиталом? Нет, это никому не нужно», — подчеркнул Владислав Кравец.

Придется оправдываться

При получении наличных со счетов, людям стоит готовиться к дополнительным расспросам со стороны финансистов, а в некоторых случаях, и к предоставлению дополнительных документов. Не исключено, что задавать их будут и правоохранители. Когда возникают подозрения в законности или рисковости операций, о банковской тайне придется забыть. «Не скажу, что прежде финучреждения делали эту работу спустя рукава, все же первичный финмониторинг не новость для банков, но тот факт, что внимание к наличным со стороны банков вырастет не вызывает сомнений», — подтвердил нам Василий Невмержицкий.

Более всего финансисты опасаются того, чтобы чиновники или правоохранители не стали передергивать. И использовать единичные рисковые или подозрительные операции для тотальных проверок финучреждений и штрафов.

Очень надеются банкиры также, что всей собранной информацией будут пользоваться корректно. И, что предоставленными сведениями не станут компроматом, и не будут использоваться в политических целях. Кстати, чтобы сузить список рисковых операций и точнее предоставлять сведения об операциях, финансисты просят уточнений.

«Множество вопросов вызывает второй пункт письма. Надеюсь, что НБУ даст в его отношении дополнительные разъяснения и уточнит объем операций, которые следует трактовать, как рисковые. Поскольку в нынешних формулировках под понятие «рисковые» подпадает огромное количество мелких операций, которые де-факто не являются таковыми. Это тем более важно, что осуществить полноценный контроль над всеми ими очень непросто. Ведь речь идет о миллионах операций ежедневно», — резюмировал Невмержицкий.


>:<>:<>:<>:<>:<>:<
 
NewsMakerДата: Понедельник, 27.04.2015, 10:41 | Сообщение # 5
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 923
Репутация: 0
Статус: Offline

Банки начали "стучать" на клиентов в налоговую
27 апреля 2015 года

Нацбанк начал исполнять обещанное — проверять источники дохода украинцев.

Теперь всем клиентам банков, чьи операции кажутся хоть чуть-чуть подозрительными, звонят представители банка или даже фискальная служба с вопросом: откуда деньги поступают на ваш счет?

Эксперты советуют не отвечать без письменного запроса — на другом конце провода могут оказаться как проверяющие органы, так и мошенники.

Кто под прицелом

Еще в начале апреля НБУ разослал всем банкам письмо (есть в редакции), в котором дал четкие указания, на кого обращать особое внимание. Под прицел попадают те, кто регулярно, более трех раз в месяц снимает со счета перечисленные деньги, которые приходят к нему из-за границы в качестве материальной помощи, переводов, кредитов, платы за ценные бумаги. Также вызывают сомнения клиенты, которые обналичивают деньги, перечисленные им обычным физлицом или из-за границы. Рискованными являются и операции с кредитами, которые были погашены в ближайшие дни после получения. Обо всех подобных операциях банки обязаны сообщать в Финмониторинг, а те, в свою очередь, — в правоохранительные органы.

Подозрительных обзванивают

Украинцы уже почувствовали на себе все прелести проверок. «Я частный предприниматель и занимаюсь фрилансом в сфере IT, и большинство моих заказчиков — из-за границы, в частности, из США. На прошлой неделе мне перечислили на карточку гонорар — 50 тыс. грн. Через несколько дней мне позвонили из налоговой и спросили, откуда деньги. Причем звонивший оперировал моими номером счета, суммой. Я уже молчу о телефоне и фамилии. Я их культурно послал — сказал, что если есть какие-то вопросы, то пусть присылают официальное письмо», — рассказал нам Олег Черкаскин из Одессы. Киевлянка Екатерина Фоменко тоже получила звонок. «Я просто опешила, когда услышала вопрос: «Откуда у вас деньги на коммунальные платежи, если вы три года без дохода? То есть если бы я не платила, тогда все путем», — возмущается девушка на одном из форумов.

Сотрудников не хватает

В Госфискальной службе такие звонки объясняют уточнениями во время кампании декларирования доходов. «Необязательно вам будут присылать запросы, вы же понимаете, сотрудников у нас не хватает. С другой стороны, есть случаи, когда под видом налоговой звонят мошенники. Особенно в восточных регионах. Поэтому нужно проверять, действительно ли вам звонили из госучреждения, и только после этого давать ответ», — сказал нам руководитель пресс-службы Госфискальной службы Украины Виктор Косарчук.

Совет юриста: «Не отвечайте на вопросы по телефону»

По словам юриста Ростислава Кравца, предоставление банками персональных данных клиентов фининспекции — нормальная практика. «Но проблема в другом. По правилам, банки сами должны проводить финмониторинг клиентов и, в случае возникновения подозрений, блокировать деньги на счету, а потом отправлять информацию в фининспекцию, которая, в свою очередь, отправляет клиенту официальный запрос с просьбой объяснить источник дохода. Никаких телефонных объяснений быть не должно», — сказал нам Кравец. Он советует: если вам позвонили, нужно уточнить фамилию и имя собеседника, должность. «Дальше нужно попросить его отправить вам письменный запрос со ссылками на нормативные акты. Без письменного запроса ни на какие вопросы отвечать не нужно», — говорит Кравец.


>:<>:<>:<>:<>:<>:<
 
Форум (главная) » Financial markets today » Статьи, события, новости, слухи... » Финансовый мониторинг. (Все, что надо знать о том, как "большой брат" видит вас.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Зарегистрированные пользователи, побывавшие сегодня на форуме:
Поиск по форуму (insider search engine):

Яндекс.Метрика Форекс рейтинг